Новые модели работы редакции в 2022 году

9 339

Мы все являемся свидетелями процессов элитаризации оффлайна и демократизации онлайна: свежая газета с аналитикой, личный преподаватель иностранного языка, вечер в театре – все это уходит в прошлое или становится непозволительной большинству роскошью. Нас методично приучают к голубым экранам: учиться по скайпу и даже дистанционно защищать дипломы, получать ученые степени, смотреть фильмы в онлайн-кинотеатрах, заказывать доставку еды и, самое главное, общаться со своими друзьями и близкими опосредованно, с помощью технологий. Как же меняется журналистика?

 

Тренды разнообразны и противоречивы, и уследить за ними крайне сложно. Новые форматы, новые конкуренты, новые медиапривычки, новое поколение плохо изученной аудитории – все это создает особую кислотную, стрессовую среду, в которой вынужден работать профессиональный журналист. Мы выделили двенадцать трендов новых медиа, понимание которых поможет профессионалам эффективно работать в новых условиях. Пожалуй, начать стоит с того, что понятие редакции стало очень расплывчатым. Столетиями журналистская работа состояла в том, чтобы регулярно, как конвейер, выдавать актуальные материалы. Структура такой редакции была строго иерархичной, централизованной, над автором в большинстве случаев стояли редактор и корректор.

 

Сегодня эта модель (прозванная индустриальной) характерна для новостных агентств и подобных им по специфике изданий. В основном же новые медиа взяли на вооружение принцип проектной работы. Журналисты работают удаленно по свободному графику, на первом месте стоит творчество. В приоритете аналитические жанры, публицистика. Структура такой редакции децентрализована, горизонтальна. Это позволяет гибко реагировать на запросы аудитории и в то же время создавать качественные информационные продукты.

 

Связано это отчасти с тем, что недавняя мода на конвергентные редакции постепенно сходит на нет. От журналиста больше не требуется быть универсальным специалистом (то есть и видеооператором, и автором текстов, и звукорежиссером, и фотографом в одном лице); однако он должен уметь «упаковывать» контент с учетом специфики разных платформ. Преимущества последней модели хорошо проявились за время долгого периода самоизоляции. Оказалось, что для организации полноценной редакции коллективу журналистов нового типа вполне достаточно онлайн-инструментария и персональных девайсов.

 

Основными конкурентами журналистов сегодня являются не столько коллеги по цеху, сколько крупные интернет-платформы и детища того сегмента экономики, внутри которого происходит создание и коммерциализация смыслов – креативных индустрий. К последним относится мода, дизайн, реклама, компьютерные игры, музыка, кино и новые медиа – кроме производства нематериальных ценностей, все перечисленное объединяет использование инновационных технологий. А еще задача овладеть вниманием своей аудитории.

 

В бесконечном потоке информации пользователь вынужден избирательно подходить к потребляемому контенту. Его внимание – ограниченный ресурс. В борьбе за внимание крупные компании идут на всяческие ухищрения, предварительно досконально исследовав своего потенциального и целевого потребителя. Специалисты креативных индустрий вынуждены максимально оперативно реагировать на запросы аудитории, быть гибкими в принятии решений. И вот с ними сегодня приходится сражаться за внимание потенциального читателя журналистам. Неудивительно, что в среднем качество журналистских публикаций стало ниже, чем, например, в доцифровую эпоху: изменилась аудитория, изменились ее медиапривычки и скорость потребления контента.

 

Аудитория ждет динамики, она хочет получить от журналиста не текст, но художественно оформленный, четко структурированный, увлекательный материал – нечто такое, что могло бы отвлечь представителя массы от binge-watching сериала и заставить прочитать журналистский материал. Сделать свое авторское медиа – такая стратегия становится все более привлекательной и для федеральных, и для региональных журналистов. Из редакции можно и не уходить. Многие журналисты вполне успешно совмещают штатную позицию с ведением личного тематического канала в Telegram или «Дзен». И лишь когда рекламные доходы от своей площадки начинают сравниваться или превышать корпоративный заработок, переключают все свое внимание на собственное детище. Или продают его, такое тоже встречается нередко.

 

Однако новые тренды все больше фокусируются на визуале. Три самые быстрорастущие площадки 2019 года стали основой и универсальным ответом на любую потребность в современных коммуникациях. Судя по прогнозам, этот тренд будет актуален еще долго, поскольку платформы продолжают бороться за создателей вовлекающего аудиовизуального контента.

 

Заметим, что Instagram, YouTube и TikTok служат инструментом для выстраивания собственного бренда. Это работает не только с корпорациями, но и с массмедиа, и с персональными блогами. Движение медиа и брендов навстречу друг другу уже не просто очевидно, а приобретает характер массового. Вместо механических форм контент-маркетинга приходят журналистские приемы вовлечения аудитории через захватывающие истории. Изданиям же приходится создавать свой бренд.

 

Бренд-журналистика – это уже не экзотика, а вполне популярная стратегия: давать людям не просто информацию, а контент с добавленной ценностной стоимостью. Этим объясняется тренд на развитие нишевых медиа. И чем больше совпадений в представлениях о ценностях у редакции и читателей издания, тем больше запас прочности в лояльности целевой аудитории. В таких условиях ставка делается на качество и глубину контента вместо количества и всеядности.

 

Статья написана в рамках рабочей поездки в США, 02-30 мая 2022 года

Автор: Тимур Кобалия

One Response to “Новые модели работы редакции в 2022 году

  • rtfm Уважаемые читатели, в последнее время от Вас часто поступают жалобы на удаление администрацией ngoinrussia комментариев без объяснения причин. Но на самом деле, проблема, не в «цензуре», а в последних нелепых, ужасных законах принятых в Российской Федерации. Мы принимаем превентивные меры и удаляем все комментарии с 25 декабря 2020 года. Мы будем внимательно следить за развитием событий, в будущем обязательно откроем возможность комментировать. С Уважением! hi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *