В камках партнерской программы с НКО ТВ Россия «Вопросы-ответы» №13

8 277

На вопросы подписчиков на телеграмм канале https://t.me/ngotvrussia отвечает юрист Степанов Владимир Александрович.

ВОПРОС:

Принципы работы журналиста с источниками массовой информации. Методы ее сбора, селекции, проверки и анализа?

ОТВЕТ:

Для успешной работы журналисту надо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты. В сущности, основных типов источников только три: документ, человек и предметно-вещественная среда. Понятие «документ» употребительно сегодня в двух смыслах – широком и узком. Согласно широкому, документ – это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности. Так роль документального источника для журналиста может выполнить фото из личного архива, или даже письмо солдата из армии или дневниковая запись (при условии согласия владельца). Издается много периодических справочников, содержащих развернутую информацию по различным вопросам. Даже обычный телефонный справочник – неплохой помощник: ведь он содержит не только номера телефонов, в нем отражена структура управленческих служб, названия и имена предприятий и учреждений. К тому же сегодня у журналистов уже есть доступ к Интернету и другим информационным сетям. Человек – ключевое звено в системе информационных источников. В американской научной традиции оно квалифицируется как «живой источник», и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому вы ступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем внутреннем, субъективно созданном мире. В-третьих, он – транслятор информации,   полученной от других.

Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для нас:  как  существо  социальное  человек  программирует  свое  поведение  сам, что обязан учитывать журналист.

Предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.

Для журналиста принципиально важно знать: одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов.

К концу XX века в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организованную информационную поддержку. Сегодня у нас в стране существует достаточно развернутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам относятся следующие:

  1. брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
  2. презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией,     новыми              результатами   деятельности;
  3. пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их        вопросы;
  4. пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами (не предназначены для публикации!);
  5. специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами;
  6. экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений. В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

 

One Response to “В камках партнерской программы с НКО ТВ Россия «Вопросы-ответы» №13

  • rtfm Уважаемые читатели, в последнее время от Вас часто поступают жалобы на удаление администрацией ngoinrussia комментариев без объяснения причин. Но на самом деле, проблема, не в «цензуре», а в последних нелепых, ужасных законах принятых в Российской Федерации. Мы принимаем превентивные меры и удаляем все комментарии с 25 декабря 2020 года. Мы будем внимательно следить за развитием событий, в будущем обязательно откроем возможность комментировать. С Уважением! ok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *