В камках партнерской программы с НКО ТВ Россия «Вопросы-ответы» №5

10 154

На вопросы подписчиков на телеграмм канале https://t.me/ngotvrussia отвечает юрист Степанов Владимир Александрович.

ВОПРОС:

Какова роль аудитории в потреблении и производстве массовой информации, методы изучения аудитории, социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ?

ОТВЕТ:

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения, интернета в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Поэтому просто необходимо знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для понимания закономерности формирования общественного мнения, идеологии.

Потребность в информации пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным.

Для любого социального субъекта: личности, группы, общества в целом существует необходимость в получении информации.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально — должностной обязанности).

Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней.

Выявление представителей разных типов среди аудитории позволяет сделать адресата массовой информации более конкретным и соответственно более действенным — информационное воздействие.

Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех: на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют материалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории — важнейшая задача практического программирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.

Эффективность телевидения зависит от факторов нетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой.

Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

Выбор того или иного средства информации в системе СМИ или отдельных источников в рамках этих средств (определенная газета, определенный телеканал) происходит под влиянием большого числа факторов объективного и субъективного свойства. Величина свободного времени, доход на одного человека в семье, размеры жилплощади, престижность владения той или иной маркой телевизора, радиоприемника — лишь немногие из тех факторов, что определяют включенность людей в аудиторию отдельных каналов и источников массовой информации. Серьезную роль здесь играют коммуникативные факторы (лежащие в самой системе общения людей с источниками информации). Состав аудитории формируется под влиянием множества факторов, которые можно было бы объединить общим понятием доступности.

One Response to “В камках партнерской программы с НКО ТВ Россия «Вопросы-ответы» №5

  • rtfm Уважаемые читатели, в последнее время от Вас часто поступают жалобы на удаление администрацией ngoinrussia комментариев без объяснения причин. Но на самом деле, проблема, не в «цензуре», а в последних нелепых, ужасных законах принятых в Российской Федерации. Мы принимаем превентивные меры и удаляем все комментарии с 25 декабря 2020 года. Мы будем внимательно следить за развитием событий, в будущем обязательно откроем возможность комментировать. С Уважением! ok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *