Журналистика больших данных

9 724

Вместо сложных определений поясним на примерах из массовой культуры. «Звездные войны», «Игра престолов», «Гарри Поттер» и т.д. сегодня не столько феномены книжной и киноиндустрии, сколько медиавселенные, начинающиеся с комиксов, видеоигр и сувенирной продукции, заканчивающиеся тематическими парками и соответствующими изменениями ценностей и вкусов массовой аудитории (например, мода). Так создается целостное сюжетно-композиционное пространство.

 

В журналистике интертекстуальность может проявляться на уровне трансмедийного повествования. Это текст, ряд взаимосвязанных историй, объединенных вербальными, визуальными и аудиальными компонентами. Такое повествование может быть создано на одной или нескольких платформах. Отличие от лонгрида – нелинейность. Пользователь может выбирать, с какими частями истории он ознакомится. Задача журналиста – не дать ему выпасть из общего контекста. Можно не принимать новые технологии VR, AR, XR и сомневаться в их перспективности, подобно луддитам, которые сотни лет назад сопротивлялись появлению парового двигателя или развитию станков и фабричного производства. Но итог предсказуем: единожды появившись, они рано или поздно вытеснят устаревшие формы. Для медиа вторую жизнь наверняка получат технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, которые получат колоссальный толчок к развитию с повсеместным внедрением 5G-сетей (в России 5G-сети должны появиться во всех городах-миллионниках уже к 2022 году). Тяжелый контент будет загружаться моментально.

 

Сегодня для умных инвесторов интерес представляют те технологии, которые не на хайпе и даже не в видимом тренде. Реальные тренды сегодня – скрытые, неочевидные, которые влияют на нас даже без нашего знания о них. Если VR, AR, XR вызывают сомнения в их перспективности, то только из-за технических ограничений (вроде скорости интернета), не позволяющих раскрыть их возможности, из-за недостатка моделей шлемов и очков новых поколений, ну и наконец качественного контента, который можно потреблять с помощью этих устройств. Движение цифрового детокса не ново, но сегодня приобретает свежие оттенки. Технологические компании держат нос по ветру: все больше появляется полезных советов и целых сервисов, встроенных в мобильные операционные системы, которые помогают грамотно выключаться из социальных сетей и мессенджеров. А вот медиа за трендом не поспевают и продолжают заваливать потребителя контентом.

 

Медленные новости – это не о протухших инфоповодах и догоревших дедлайнах. Это об отказе от информационного шума и бессмысленных сенсаций. Срочные сообщения уподобились бурному потоку, который сегодня уже не воспринимается аудиторией. Феномен медленных новостей подразумевает публикацию того, что действительно важно для читателя, что может каким-то образом повлиять на его жизнь. Вместо «перепечатанных пресс-релизов и рекламной чепухи» журналисты фокусируются на ценностях и потребностях своей целевой аудитории, на четком разделении фактов и мнений, на интерпретациях с разных точек зрения в рамках одного материала. Из-за процессов глобализации, меняющих локальную новостную повестку, журналистские тексты начали терять связь с действительностью того пространства, где они публикуются. Поэтому задача медленной журналистики – вернуть осознанность в потребление новостей.

 

Статья написана в рамках рабочей поездки в США, 02-30 мая 2022 года

Автор: Тимур Кобалия

One Response to “Журналистика больших данных

  • rtfm Уважаемые читатели, в последнее время от Вас часто поступают жалобы на удаление администрацией ngoinrussia комментариев без объяснения причин. Но на самом деле, проблема, не в «цензуре», а в последних нелепых, ужасных законах принятых в Российской Федерации. Мы принимаем превентивные меры и удаляем все комментарии с 25 декабря 2020 года. Мы будем внимательно следить за развитием событий, в будущем обязательно откроем возможность комментировать. С Уважением! hi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *